News
22.11.2011, 12:00
http://www.domsovetov.by/attachment.php?attachmentid=12701&stc=1&d=1328015244
Кому это выгодно?
Банковской пластиковой карточкой Татьяна Филиппик из небольшого райцентра начала пользоваться года два назад. Тогда зарплату перестали выдавать наличными, а начали перечислять на карточку.
- Карточка удобна тем, что меньше тратишь время на расчет в магазине, - говорит она о плюсах, которые почувствовала на собственном опыте.
Правда, признается она, есть и большие минусы. Во-первых, далеко не во всех магазинах принимают карточки. Во-вторых, банкоматов "родного" банка в городе не так много, а в "чужих" берут комиссию, поэтому приходится ходить далеко. В-третьих, расплачиваясь карточкой, точно не знаешь, сколько у тебя осталось денег.
Поэтому, говорит Татьяна Филиппик, приходится часть зарплаты снимать в банкомате и носить с собой в кошельке.
С начала 2005 года число эмитированных в Беларуси карточек выросло почти в пять раз, установленных банкоматов - в четыре, инфокиосков и платежных терминалов в объектах торговли и сервиса - в десять раз.
Увеличение доли безналичных расчетов, как объяснили в Нацбанке, позволяет сократить расходы на печать и обслуживание наличных денег. Благодаря карточкам магазины могут быстрее обслуживать покупателей и тем самым наращивать товарооборот. Банки получают в распоряжение дополнительные ресурсы для кредитования и других услуг. Граждане могут не носить с собой много наличных, рискуя их потерять или стать жертвой воров.
Сегодня в нашей стране количество держателей пластиковых карт выросло до 9,9 миллиона, то есть на жителя страны в среднем приходится более одной карты. Однако очевидно, что это не предел. Ведь, например, еще в 2007 году соответствующий показатель в Германии был на уровне 1,4, во Франции - 1,6, а Великобритании - 2,7.
Подключать и просвещать
Выпустить карточки - это лишь полдела. Люди будут охотно рассчитываться с их помощью лишь в том случае, если это будет делать удобнее, чем расплачиваться наличкой. Прогресс в этом направлении есть. Если, например, семь лет назад около 88 процентов операций по карточкам были связаны с получением наличных, то сейчас - менее 55 процентов. На начало октября к обслуживанию держателей карт были готовы около 23 тысяч объектов торговли и сервиса. Однако, по данным Минторга, в стране насчитывается свыше 37 тысяч магазинов и около 12 тысяч точек общепита. Кроме того, есть рынки, мастерские, другие объекты. Выходит, что как минимум в каждом втором объекте держателя карточек не ждут?
- Нельзя говорить, что первоочередная проблема с использованием банковских пластиковых карт - нехватка инфраструктуры, - считает начальник главного управления информационных технологий Национального банка Беларуси Олег Веремейчик. - В сравнении с нашими соседями мы выглядим вполне достойно. Важнее, на мой взгляд, другое - понимание держателем карты того, где его могут обслужить, где обязаны обслужить и что при этом должно происходить.
Дополнительные стимулы
Представители торговли относятся к внедрению платежных терминалов без энтузиазма. В прежние годы они сетовали на дороговизну оборудования и его обслуживания.
- Действительно, раньше было дорого, - соглашается владелец сети магазинов Виктор Маргелов. - Однако в последнее время конкуренция нарастает и расценки снижаются.
В Национальном банке рассчитывают к 2016 году снизить долю обналичивания по карточкам с нынешних 85 до 75-80 процентов. По мнению экспертов, для достижения этой цели просвещения населения и "терминализации" торговли мало. Нужно экономически стимулировать граждан. Например, по пенсионным карточкам некоторые банки уже предлагают доход на уровне ставки рефинансирования. Было бы что-то подобное и по зарплатным - глядишь, люди лишний раз подумали бы, снимать все деньги или ждать, что на них набежит энная сумма.
Руслан Ананьев, "Народная газета" (http://www.ng.by)
Кому это выгодно?
Банковской пластиковой карточкой Татьяна Филиппик из небольшого райцентра начала пользоваться года два назад. Тогда зарплату перестали выдавать наличными, а начали перечислять на карточку.
- Карточка удобна тем, что меньше тратишь время на расчет в магазине, - говорит она о плюсах, которые почувствовала на собственном опыте.
Правда, признается она, есть и большие минусы. Во-первых, далеко не во всех магазинах принимают карточки. Во-вторых, банкоматов "родного" банка в городе не так много, а в "чужих" берут комиссию, поэтому приходится ходить далеко. В-третьих, расплачиваясь карточкой, точно не знаешь, сколько у тебя осталось денег.
Поэтому, говорит Татьяна Филиппик, приходится часть зарплаты снимать в банкомате и носить с собой в кошельке.
С начала 2005 года число эмитированных в Беларуси карточек выросло почти в пять раз, установленных банкоматов - в четыре, инфокиосков и платежных терминалов в объектах торговли и сервиса - в десять раз.
Увеличение доли безналичных расчетов, как объяснили в Нацбанке, позволяет сократить расходы на печать и обслуживание наличных денег. Благодаря карточкам магазины могут быстрее обслуживать покупателей и тем самым наращивать товарооборот. Банки получают в распоряжение дополнительные ресурсы для кредитования и других услуг. Граждане могут не носить с собой много наличных, рискуя их потерять или стать жертвой воров.
Сегодня в нашей стране количество держателей пластиковых карт выросло до 9,9 миллиона, то есть на жителя страны в среднем приходится более одной карты. Однако очевидно, что это не предел. Ведь, например, еще в 2007 году соответствующий показатель в Германии был на уровне 1,4, во Франции - 1,6, а Великобритании - 2,7.
Подключать и просвещать
Выпустить карточки - это лишь полдела. Люди будут охотно рассчитываться с их помощью лишь в том случае, если это будет делать удобнее, чем расплачиваться наличкой. Прогресс в этом направлении есть. Если, например, семь лет назад около 88 процентов операций по карточкам были связаны с получением наличных, то сейчас - менее 55 процентов. На начало октября к обслуживанию держателей карт были готовы около 23 тысяч объектов торговли и сервиса. Однако, по данным Минторга, в стране насчитывается свыше 37 тысяч магазинов и около 12 тысяч точек общепита. Кроме того, есть рынки, мастерские, другие объекты. Выходит, что как минимум в каждом втором объекте держателя карточек не ждут?
- Нельзя говорить, что первоочередная проблема с использованием банковских пластиковых карт - нехватка инфраструктуры, - считает начальник главного управления информационных технологий Национального банка Беларуси Олег Веремейчик. - В сравнении с нашими соседями мы выглядим вполне достойно. Важнее, на мой взгляд, другое - понимание держателем карты того, где его могут обслужить, где обязаны обслужить и что при этом должно происходить.
Дополнительные стимулы
Представители торговли относятся к внедрению платежных терминалов без энтузиазма. В прежние годы они сетовали на дороговизну оборудования и его обслуживания.
- Действительно, раньше было дорого, - соглашается владелец сети магазинов Виктор Маргелов. - Однако в последнее время конкуренция нарастает и расценки снижаются.
В Национальном банке рассчитывают к 2016 году снизить долю обналичивания по карточкам с нынешних 85 до 75-80 процентов. По мнению экспертов, для достижения этой цели просвещения населения и "терминализации" торговли мало. Нужно экономически стимулировать граждан. Например, по пенсионным карточкам некоторые банки уже предлагают доход на уровне ставки рефинансирования. Было бы что-то подобное и по зарплатным - глядишь, люди лишний раз подумали бы, снимать все деньги или ждать, что на них набежит энная сумма.
Руслан Ананьев, "Народная газета" (http://www.ng.by)