PDA

Просмотр полной версии : Как указ №184 докредитует нуждающихся и поможет армии


News
20.04.2012, 15:20
http://www.domsovetov.by/attachment.php?attachmentid=18681&stc=1&d=1335267689

- Сейчас заниматься квартирой невыгодно, - слышу я часто от разных знакомых. Цены выросли, зарплаты не меняются, коммуналка растет, надо как-то помогать родителям. Снимать жилье еще досаднее – отдавать с трудом заработанные денежки незнакомым людям за квартиру, в которую даже не хочется вкладывать душу... Она ж все равно не своя. Вот и выбираем из двух зол меньшее, ютясь на родительских жилплощадях с детьми, мамками, бабками и прочей родней. Кредит – тоже не вариант. Представляешь, вот так плати-плати, а потом раз – законы поменялись, цены поднялись! У нас такое не редкость.

Тем временем в Беларуси вступил в силу Указ президента № 184, которым вносятся дополнения и изменения в некоторые нормативные акты, регулирующие сферу жилищного строительства. Начальник управления жилищного строительства Министерства архитектуры и строительства Александр Горваль вызвался разъяснить основные моменты, связанные с очередными переменами.

По его словам, новый указ, в основном, определяет порядок регулирования процессов жилищного строительства с государственной поддержкой в отношении военнослужащих и приравненных к ним категорий. Вместе с тем, там есть еще один небольшой, но очень важный пункт, касающийся тысяч семей в Республике Беларусь, которые заключили договора на льготное кредитование с "Беларусбанком" и в настоящее время осуществляют строительство жилых помещений. Это могут быть как многоквартирные, так и индивидуальные жилые дома – на то и другое распространяется действие указа № 184, который разрешил ситуацию, возникшую у ряда семей. К ним относятся те семьи, которые заключили льготные кредиты до выхода указа № 13 "О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений" от 6 января 2012 года, но не попадали в перечень льготных категорий граждан, а в соответствии с 13-м указом кредитовались только в пределах открытых и рассчитанных кредитных линий.

Теперь указ № 184 дает право этим семьям докредитоваться по заключенным ранее договорам на тех условиях, на которых были заключены эти договора – на тех позициях, которые прописывались в ранее действующем указе, то есть сохраняются и процентные ставки, под которые эти кредиты выдавались, и, что очень важно, будут пересматриваться сами размеры кредитов в связи с изменением стоимости строящихся помещений. Это и позволит решить проблему дофинансирования жилья для тех, кто находится в стадии строительства, и, кроме того, для строительных организаций, которые получат дополнительные финансовые ресурсы через систему льготного кредитования и смогут своевременно, в соответствии с графиками 2012 года, завершить строительство объектов жилья.


Вопрос – ответ

- Надежда Ермакова говорила о том, что нужно где-то взять 2 триллиона на эту докредитацию людей, откуда эти деньги будут изъяты?

- Да, по оценочным данным стоимость этого вопроса - около 2 триллионов рублей. Что касается источников финансирования, это больше вопрос к банковской системе, но, учитывая то, что указ подписан, я считаю, что данная проблема урегулирована, будут изыскиваться средства для того, чтобы это финансирование осуществить.

- Сколько людей у нас получат льготные кредиты и докредитуются?

- По укрупненным данным, это будет порядка* 15–16 тысяч семей, которые смогут получить докредитование по этим условиям.

В настоящее время у нас кредитуется несколько десятков тысяч договоров. Это значительная часть тех, кто участвует в строительстве. Плюс затрагиваются как, условно назовем, гражданские, так и военнослужащие – в связи с этим докредитованием. Напомню, что по указу № 195 тоже ведь были заключены договора. Граждане либо включались в полное кредитование, либо кредитовались* в пределах открытых кредитных линий.

- Это касается домов, строительство которых уже началось?

- Это касается не домов, а договоров, которые уже заключены.

- Когда конкретно начнется процесс докредитования? Может быть, уже сегодня эти семьи могут идти в банки? И вот вопрос по концепции жилищной политики, которая на днях была вынесена на общественное обсуждение. Есть ли какие-то предположительные оценки этого обсуждения? Как вы думаете, все ли устроит граждан в этой концепции? Может быть, есть явные моменты, которые вызовут не столь положительную реакцию?

- Что касается концепции, она вынесена на всенародное обсуждение для того, чтобы знать мнение граждан, учесть его, поскольку этот документ, как комплексная система дальнейшего совершенствования жилищного строительства, нацелен не только на узкую сферу тех социально незащищенных либо социально значимых групп, которые поддерживаются государством, но и предусматривает целый ряд механизмов для населения, которое имеет желание улучшать свои жилищные условия.

- Есть предложения в части изменения порядка учета постановки граждан для последующего оказания государственной поддержки?


- Есть финансовые механизмы, которые предусматриваются для того, чтобы любая категория*- от льготников до самых состоятельных людей*- могла найти для себя такой подходящий инструмент*- либо накопление средств, либо финансирование жилищного строительства, реконструкции, приобретение жилья как с первичного, так и со вторичного рынка.

Важным направлением является значительное увеличение доли индивидуального жилищного строительства, на которое мы будем ориентировать наше население, тем более учитывая заинтересованность наших граждан в получении земельных участков, строительстве индивидуальных жилых домов. Если сейчас до 30 процентов от общего ввода – это индивидуальные жилые дома, то планируется в 2015 году выйти уже на половину от общего ввода, чтобы это было жилье индивидуальное.

Важный аспект*- это развитие системы арендного жилья. Первые шаги уже сделаны. Есть первично сформированный фонд арендного жилья, особенно в столице, и он уже распределяется среди граждан, которые имеют право на его получение. Началось строительство новых жилых домов, которые будут переведены в статус арендного жилья. По планам текущего года это 46 000 квадратных метров. А на конец пятилетки мы уже должны сформировать из нового жилья не менее 600 тысяч квадратных метров арендного жилья. Если же говорить в целом об арендном жилье, в том числе, уже существующем жилом фонде, то это до 2 миллионов квадратных метров.

- Хочется спросить о концепции. Предусматривается ли постановка на учет нуждающихся в жилищных условиях только тех граждан, кто имеет право на льготный кредит? Если так решат, будет ли это распространяться на тех, кто уже стоит на очереди нуждающихся, насколько тогда может сократиться очередь? И еще вопрос* по принятию в зачет квартир, которые уже имеются у граждан, когда они будут строить себе новое жилье. Как с этим сейчас обстоит дело?

- Концепция определяет направления, в которых будут решаться те или иные вопросы. Да, предусмотрено изменение подходов постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вдобавок есть и такое предложение - увязать постановку с последующей государственной поддержкой, но здесь, наверное, прямой связи может и не быть. Сегодня у нас одни группы населения относятся к категории групп с господдержкой, завтра, может быть, произойдут какие-то изменения. В любом случае логика в этом существует, ведь если государство берет на учет нуждающихся, признает кого-то нуждающимся, то, наверное, оно должно предлагать и какие-то последующие шаги для этого гражданина. Они могут быть не только в форме льготного кредита, который сегодня выдается. Это и выделение каких-то участков на льготных условиях, и участие государства в развитии инженерно-транспортной инфраструктуры в этих районах и индивидуального строительства, и малоэтажного, и малоквартирного… Это также может быть оказание помощи предприятиями, организациями, на которых люди работают. Предусмотрены вложения в местный бюджет. В общем, целый ряд важных аспектов, в том числе, финансовые механизмы, о которых мы говорим*- жилищно-строительные сбережения, ипотека, другие формы строительства – это ведь тоже поддержка со стороны государства, которая может быть оказана человеку, состоящему на учете либо не состоящему. Поэтому концепция поставила задачу уточнить условия постановки на учет, увязать с теми последующими шагами, которые будут осуществляться государством для оказания помощи в улучшении жилищных условий гражданам. Детализация будет производиться при подготовке соответствующих нормативно-правовых актов, ведь за каждым пунктом концепции, прописанным как направление работы, стоит в последующем большой объем действий, которые нужно совершить, в том числе, выйти на конечные нормативно-правовые акты, которые будут регулировать и порядок постановки на учет.


Что касается второго вопроса по зачету жилья, то мы его прорабатываем уже довольно давно. Есть проект указа президента в этой части и, наверное, сейчас такой подход станет особенно актуальным, когда граждане будут активно участвовать в улучшении своих жилищных условий не только прямым финансированием, но и тем имуществом, которое в настоящее время имеется. Конечно же, таким путем легче из однокомнатной квартиры перейти в двухкомнатную,* трехкомнатную, наращивая эту жилую площадь. Нужно сказать, что отдельные застройщики уже пользовались и пользуются такими приемами, надеюсь, что и в дальнейшем они получат дополнительное развитие. Это, с одной стороны, улучшение жилищных условий семьи уже имеющей некую недвижимость, во-вторых – вывод освобождающейся части недвижимости на вторичный рынок жилья, возможность кому-то это жилье приобрести.

- Вот есть семья. 80 процентов кредита, который они изначально брали, она заплатила. Осталось 20 процентов, им сказали перекредитоваться. В результате общая стоимость квартиры получилась больше той, на которую семья рассчитывала и которую насобирали. Что делать?

- Надо доплачивать, потому что в строительстве существует один источник финансирования – средства гражданина – либо это прямые его внесенные средства, либо кредитные ресурсы, либо займ, который предоставила организация предприятия, все равно, это все возвратные формы финансирования. Поэтому нужно вносить средства и выплачивать ту реальную стоимость объекта, которая существует.

- То есть, если люди не могут доплатить, им вернут уже выплаченные деньги?

- Да, существует механизм возврата средств. Там предусмотрена индексация с учетом индекса строительно-монтажных работ за период строительства этого объекта для того, чтобы гражданин не понес потерь при выходе из строительства.

- Сейчас мы рассматриваем вопрос финансирования заключенных льготных договоров согласно стоимости жилья. Почему жилье дорожает, ведь люди договариваются изначально на одну стоимость и ориентируются на нее?

- Законы не завязаны на стоимости строительства жилья. Законодательство определяет схемы, механизмы, процедуры. Стоимость жилья* зависит от общей экономической обстановки в стране. Наверное, об этом нет смысла рассказывать, поскольку изменения стоимости всех материалов естественно влияет на цену жилья.

- Сегодня очень большое внимание уделяется многодетным семьям. Они могут брать кредит на получение участков под строительство частных домов, в том числе, и в зоне Минска. Многодетные семьи – люди, у которых не так много денег. Не ждут ли их сюрпризы в связи с увеличением стоимости или еще с чем-то? Просто люди уже бояться брать кредиты…

- В любой ситуации человек должен взвесить желания и сопоставить их со своими возможностями. Надо сказать, что в период, когда у нас льготное кредитование практически ничем не ограничивалось, было немало людей, которые шли в строительство не только квартир, а входили в строительство индивидуальных жилых домов, не задумываясь о том, насколько это сложный процесс. И есть такие ситуации, когда люди столкнулись со сложностями. Особенно те, у кого нет государственной поддержки и нет стопроцентного финансирования со стороны государства этого объекта. Но к многодетным это не относится, потому что у многодетных остались те же льготы: кредиты выдаются с учетом изменения стоимости этого объекта. Сейчас увеличился процент возврата по кредитам для многодетных семей, поэтому тут вполне объективно: если семья берется за строительство нормативной жилой площади, то есть 20 квадратных метров на члена семьи, в Минске – 15, то это вполне посильно. А вот когда есть излишки жилой площади, за которую человек должен уже самостоятельно заплатить, а не рассчитаться кредитными ресурсами, вот тогда могут возникнуть проблемы, поэтому я и говорю, что человек должен реально оценить свои возможности.

- Предусматривает ли концепция принятие окончательного решения по поводу того, снимать ли с очереди нуждающихся тех людей, которые получат жилье в аренду?

- Что касается снятия с учета по аренде, то мое мнение состоит в том, что если предоставлено арендное жилье с правом пролонгации, пожизненного использования этого жилья, то надо рассматривать вопрос о снятии с учета нуждающихся, ведь государство определило, что оно должно обеспечить жилищные условия гражданину, а не обеспечить его собственностью на жилье. Поэтому существует две формы – либо аренда, либо собственность. Если мы вернемся к временам СССР, то тогда жилье, формально говоря, было в аренде. Точно такой же прием предусматривается и при бессрочном пользовании арендным жильем. Человек живет в нем постоянно, продолжается договор аренды, меняются поколения. Семья остается в этом арендуемом помещении. Предусмотрены все возможности этой цепочки. Тогда возникает вопрос: государство потратило деньги на арендное жилье и обеспечило жильем человека, а параллельно оно должно еще и построить ему жилье – тут, я считаю, человек должен строиться за свои средства, если он хочет иметь жилье в собственности.

- Человек узнает, что ему можно докредитоваться. Куда идти, где консультироваться?

- И исполкомы, и банки должны вернуться к заключенным договорам и произвести их перерасчет, но и человек тоже не должен оставаться безынициативным. Есть определенные документы, которые гражданин должен предоставлять в банк для того, чтобы производилась оплата.


Мария Войтович (http://open.by)