Славка
07.10.2015, 17:02
http://www.domsovetov.by/imagehosting/2015/10/07/9561525c2143c1.jpg
На Национальном правовом интернет-портале опубликован указ президента Беларуси от 2.10.2015 № 407, основные положения которого посвящены порядку получения решений исполкомов о разрешении отчуждения земельных участков, полученных нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также возведенных на них жилых домов или иных объектов до истечения срока, в течение которого установлен запрет на их отчуждение.
— Указом Президента Республики Беларусь от 16.06.2015 № 244 было введено общее правило о запрете отчуждения земельных участков, предоставленных гражданам как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и возведенных на них жилых домов и иных строений до истечения 8 лет со дня государственной регистрации создания таких домов, а также правило о запрете на отчуждение незавершенных законсервированных строений, расположенных на таких земельных участках, — комментирует юрист компании Revera Александр Антонов. — Однако практически любое правило имеет исключения. Нормы указа № 244 предусмотрели возможность отчуждения указанных объектов исполкомам при условии полного погашения льготного кредита на строительство жилых помещений (в том числе досрочного), если такой кредит привлекался.
Кроме того, при отказе исполкома от приобретения объектов законодательство позволяет произвести отчуждение указанных объектов третьим лицам с разрешения исполкома. Нормы нового указа № 407 установили срок, в течение которого исполком должен принять решение о разрешении отчуждения объектов или об отказе в выдаче такого разрешения — 10 рабочих дней.
Однако для получения разрешения исполкома необходимо соблюдение ряда условий:
— причины отчуждения должны быть исключительными (направление на работу (службу) в другую местность, потеря кормильца в семье, получение I или II группы инвалидности и другие обстоятельства, объективно свидетельствующие о невозможности использования недвижимого имущества);
— полное погашение льготного кредита на строительство жилых помещений (в том числе досрочного), если такой кредит привлекался;
— выкуп в частную собственность земельного участка, предоставленного в пожизненное наследуемое владение или аренду, либо внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка сроком на 99 лет, если земельный участок, предоставленный в пожизненное наследуемое владение или аренду на срок меньший, чем 99 лет, в соответствии с законодательством не может быть приобретен в частную собственность;
— внесение гражданином Республики Беларусь платы в размере 100, 80 или 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, если земельный участок был предоставлен в частную собственность соответственно без внесения платы, с внесением платы в размере 20 или 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка;
— досрочное внесение платы за земельный участок, предоставленный в частную собственность, или платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставленный в аренду на 99 лет, если землепользователю предоставлялась рассрочка их внесения.
Несмотря на то, что согласно указу № 407 выдача такого разрешения — административная процедура, критерии исключительности причин отчуждения по-прежнему являются оценочными. Необходимо отметить, что отказ в выдаче разрешения может быть обжалован в вышестоящем исполкоме (облисполкоме), а затем и в судебном порядке, — уточняет эксперт Revera.
На Национальном правовом интернет-портале опубликован указ президента Беларуси от 2.10.2015 № 407, основные положения которого посвящены порядку получения решений исполкомов о разрешении отчуждения земельных участков, полученных нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также возведенных на них жилых домов или иных объектов до истечения срока, в течение которого установлен запрет на их отчуждение.
— Указом Президента Республики Беларусь от 16.06.2015 № 244 было введено общее правило о запрете отчуждения земельных участков, предоставленных гражданам как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и возведенных на них жилых домов и иных строений до истечения 8 лет со дня государственной регистрации создания таких домов, а также правило о запрете на отчуждение незавершенных законсервированных строений, расположенных на таких земельных участках, — комментирует юрист компании Revera Александр Антонов. — Однако практически любое правило имеет исключения. Нормы указа № 244 предусмотрели возможность отчуждения указанных объектов исполкомам при условии полного погашения льготного кредита на строительство жилых помещений (в том числе досрочного), если такой кредит привлекался.
Кроме того, при отказе исполкома от приобретения объектов законодательство позволяет произвести отчуждение указанных объектов третьим лицам с разрешения исполкома. Нормы нового указа № 407 установили срок, в течение которого исполком должен принять решение о разрешении отчуждения объектов или об отказе в выдаче такого разрешения — 10 рабочих дней.
Однако для получения разрешения исполкома необходимо соблюдение ряда условий:
— причины отчуждения должны быть исключительными (направление на работу (службу) в другую местность, потеря кормильца в семье, получение I или II группы инвалидности и другие обстоятельства, объективно свидетельствующие о невозможности использования недвижимого имущества);
— полное погашение льготного кредита на строительство жилых помещений (в том числе досрочного), если такой кредит привлекался;
— выкуп в частную собственность земельного участка, предоставленного в пожизненное наследуемое владение или аренду, либо внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка сроком на 99 лет, если земельный участок, предоставленный в пожизненное наследуемое владение или аренду на срок меньший, чем 99 лет, в соответствии с законодательством не может быть приобретен в частную собственность;
— внесение гражданином Республики Беларусь платы в размере 100, 80 или 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, если земельный участок был предоставлен в частную собственность соответственно без внесения платы, с внесением платы в размере 20 или 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка;
— досрочное внесение платы за земельный участок, предоставленный в частную собственность, или платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставленный в аренду на 99 лет, если землепользователю предоставлялась рассрочка их внесения.
Несмотря на то, что согласно указу № 407 выдача такого разрешения — административная процедура, критерии исключительности причин отчуждения по-прежнему являются оценочными. Необходимо отметить, что отказ в выдаче разрешения может быть обжалован в вышестоящем исполкоме (облисполкоме), а затем и в судебном порядке, — уточняет эксперт Revera.